Путеводитель по Петропавловскому.
(рассказ)





    
ПРЕЛЮДИЯ.

    В четверг закончился Петропавловский пост, а в субботу мы уже пили пиво в их апостольской обители, затерянной среди лесистых увалов Вятского Кавказа. Но исход в рай романтикой не блистал. Видавший жизнь ПАЗик жалобно стонал на обрывистых ухабах изнасилованной дороги. На последнем километре трассы автобус устало покатился по крутому спуску. Внезапно створки гигантской раковины распахнулись, и перед глазами предстала Петропавловская жемчужина. Взгляд полыхает восторгом и отраженным видом по-немецки аккуратных домиков, что выросли на склоне с грибной неожиданностью и с волей к жизни. Залитые солнцем мостовые дышат пылью и зноем. Поэтому к нашему приезду рай отмывается и скоблится струящейся водой из змеящихся пожарных рукавов. Мутные, игривые ручейки пробегают по мостовой и, юркнув, затаиваются в щелках белеющего мрамором битого щебня. Добро пожаловать в Петропавловскую обитель!

    
ХРАМ

    Рай вырос из запустения окрестных мест. Ветхие умирающие избы постепенно врастают в землю, утопая в зеленой пучине жадной листвы. Подобно дереву, лишившемуся своих корней, Петропавловское село обрывается под топором безмолвного времени.
    Гибкие молодые березки, что вытянулись на руинах старого храма, как-то по особенному милы и озарены бледным светом благодатной земли. Дух преображения рождается в таинстве гармонии настоящего и прошлого. Молодость и цветение жизни юной листвы наполняется смыслом мудрого, поросшего мхом и временем церковного камня. А девицы – березки, говорливые и непоседливые под резкими вздохами ветра, скрывают свою певучую красоту под блаженную и рвущуюся в небо сень креста. Но нет, храм строится, пылает в лучах заката, будит звоном благовеста давно умерших людей. И покинутый здешними обитателями он приходит в запустение в моем воображении. Лишь величественная в своей глубине колокольня будит тревожным набатом воспаленный ум хмельного странника. Вера, безверие и недоверие. По ком звенит колокол, о человече?
     Петропавловскому уже некуда суетиться и спешить, - некуда и незачем, - это усталое предчувствие собственного дряхления и скорой вечности. Потом село превратиться в мумию, реликт на фоне безумного Эльдорадо, которое захватывает и наследует застывшее величие Вятских увалов. Но это уже другое величие и другая страсть.

    
ГОРОД

     Из белеющих, залитых солнцем ставен я смотрю на непрерывно строящийся, обновляющийся рай. Городок – это детище материнской живописи природы и активной фантазии человеческого разума. Так рай воплотился на земле, с архитектурной последовательностью возводя хрупкие бело-красно каменные домики. Нет, скорее это реальные декорации красивой полузабытой немецкой сказки.
     Черепичная кровля в размахе в небеса обрывается медным ключом от рая. Исполняющий обязанности флюгера, он чутко улавливает настроение небесной канцелярии. Красномедный ключ ближе всех к солнцу, дождю, грозе и грому. Он словно в глубоком поклоне могучим стихиям мановением ветра открывает врата от рая. Но ненадолго. Поэтому ливень тороплив и скоротечен, и солнце вновь ласкает своими лучами медно-пышущий флюгер.
     В это время рай мертв, ибо здешние обитатели живут дневными сновидениями и ночными фантазиями. Но как только полнеющая луна разорвет серебряными волосами сгущающийся бархат сумерек, жизнь полноправно вступает в свои права. Жемчужина оглашается громкой ритмичной музыкой, приглашая на танец живота. Рай вспыхивает мириадами огней. Люди подобно мотылькам летят на манящий свет и блеск бушующего торжества. Но мне тягостно в обители бурления и взрывов излишеств. Я бесследно исчезаю в бледных сумерках рассвета.
    
КАМНИ

    Полусонный пескарик тупо бьется о подводный камень. Возможно, это зарядка для ума. Подняв увесистый осколок, я бросаю его в тупого пескаря. Нет, он ни в чем, ни виноват. Просто суть была в том, что этот день рождался, протекал и заканчивался совершенно бездарно, - как тот камень, упавший в реку, но не оставивший кругов на поверхности равнодушных вод. В прибрежной гальке отсутствуют сколоки и шероховатости. Речной поток вылизал все острые грани. Они все на одно лицо, словно их вылепил чей-то осмысленный разум. Тонкие блинчики, оладьи, квадратные плоскости, внушительные изъеденные ветрами валуны стремятся к единой форме. Подкапываясь под берег, река добывает все более диковинные сланцевые изваяния. Груды камней хаотично разбросаны на прибрежье, словно кости мамонтов, погибших на поле брани. А может это останки городов внеземной цивилизации, которую не зафиксировала человеческая память и которую оплакивает природа. Оплакивает потому, что они были совершеннее нас. И бегут со склонов слезы-ручьи, оплакивая камни. Их девять безымянных источников. Как сладки их прозрачные слезы!
     Белесые мраморные останки оживают, зажигаются потоком воды и растворенного солнечного света. «Мы живы!» - шепчет переливающийся на течении песок под голосистое верещание ищущего подругу стрижа.

    
АПОФЕОЗ

     Жизнь в середине июля напоминает вялотекущую шизофрению, когда от жары плавятся мозги и помыслы. Поэтому в это время проводится фестиваль искусств. Со всех четырех тмутараканей света сюда приезжают творцы. Где-то среди них вы видите меня. Что ж, я волен выбирать судьбу, подстерегающую меня за углом. Сегодня я выпиваю чашу жизни Петропавловской жемчужины до дна. АМИНЬ.


Село Петропавловское, 14 – 21 июля 2001 года.
Hosted by uCoz